Понедельник, 21.05.2018, 12:09Приветствую Вас Гость
Регистрация | Вход
RSS
Детский сад №67 г.Иркутска "Сибирячок"
Меню сайта
Категории раздела
Федеральные документы [5]
Региональные документы [2]
Муниципальные документы [20]
Консультации заведующей [25]
Консультация старшего воспитателя [9]
Консультации психолога [28]
Консультации музыкального руководителя [17]
Консультации инструктора по физической культуре [1]
Консультации воспитателей [9]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оценка сайта
Всего ответов: 1911
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Файлы » Консультации психолога

    СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ В ДОУ.  Консультация психолога Бизимовой Е.В.
    28.02.2018, 17:37

    СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ В ДОУ

     Консультация психолога Бизимовой Е.В. 

    В настоящее время остро встает проблема построения образовательной среды в различных образовательных учреждениях, прежде всего дошкольных: меняются требования общества к подрастающей личности, на смену авторитарной педагогике пришла личностно ориентированная модель воспитания детей, и это требует организационных изменений.

    Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является среда, в которой проходит воспитательный процесс.

    Понятие образовательная среда – одно из ключевых для образования психологических и педагогических понятий, сейчас активно разрабатываемое. В этом контексте особенно важны выявленные психологами основные потребности и возможности удовлетворения и развития: физиологических потребностей; потребностей в безопасности; потребности в усвоении групповых норм и идеалов.

    Процесс воспитания осуществляется по двум направлениям. С одной стороны, воспитатель обогащает представления детей об окружающих его людях (в детском саду, семье), помогает понять их действия, чувства, проявлять по отношению к ним эмоциональную отзывчивость. С другой стороны, воспитатель помогает ребёнку разобраться в собственных чувствах и переживаниях, тем самым ребёнок обретает собственный опыт необходимый для его успешного вхождения в социум.

    Необходимым условием в развитии ребёнка является не только его психологическое состояние, но и его физическое развитие, и укрепление здоровья. Для этого развивающая среда группы организуется с учётом возможности для детей играть и заниматься отдельными подгруппами, а пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Задача воспитателя – создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.

    Обновление содержания дошкольной ступени образования предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса. Учет неповторимости и уникальности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных интересов и потребностей дает педагогам возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании. Одним из необходимых его условий становится создание развивающего, психологически безопасного пространства в дошкольном учреждении.

    Современность как эпоха глобальных кризисов ставит перед педагогами и психологами все новые задачи. Сегодня, когда в обществе растут насилие, жестокость, отчуждение, предупреждение разнообразных психологических рисков и угроз в образовательных организациях приобретает особую важность. Поэтому, несомненно, очень работа по прогнозированию и предупреждению рисков, по своевременной профилактике. В ряду таких средств должны быть и психолого-педагогические меры по созданию психологически комфортной среды, в которой находится ребенок, и в первую очередь это создание таких условий в первом его социальном коллективе, это в группе детского сада.

    Дошкольные образовательные учреждения – это социальные институты, широко представленные в обществе, которым особо важно создавать и постоянно совершенствовать свою систему психологической безопасности. Дети как субъекты среды нуждаются в защите, поскольку они не готовы обеспечить ее самостоятельно в силу своих возрастных особенностей. Кроме того сензитивность дошкольников создает дополнительные условия для психологической уязвимости, восприимчивости к насилию, агрессии, страхам и тревожности, а также прочим угрозам.

    Стремление создать безопасные условия для жизни и деятельности, защитить всех участников образовательной среды от всех форм насилия является альтернативой агрессивной социальной среде. Для понимания того, что следует менять или как совершенствовать образовательную среду, необходимо научиться не только выявлять скрытые болевые точки, психологические риски и угрозы, но и искать и находить способы их предупреждения, решения проблем, мешающих эффективному развитию каждой становящейся личности.

    В ДОУ, когда ребенок впервые активно осваивает социальное пространство, он может подвергаться жестокому обращению, агрессии со стороны сверстников, а иногда и взрослых (родителей, воспитателей). Неосознанно дети копируют поведение педагога и черпают из него представления о нормах и правилах человеческого общежития, о взаимоотношениях людей, создавая иногда искаженную собственную картину мира. Педагог порой показывает детям не лучшие образцы собственного поведения (его вербальные и невербальные характеристики), стили и стратегии поведения, позиции по отношению к детям и другим субъектам образовательной среды. Ребенок копирует все.

    Необходимо с самого начала создавать условия для успешной социализации, начиная с ДОУ, где исходно осознанно должно закладываться уважительное отношение к себе и другим, к своему будущему и к жизни в обществе.

    Чувство удовлетворенности субъектов образовательной среды, прежде всего детей ДОУ, связывают с комфортностью. В толковом словаре С.И. Ожегова комфортность определяется как условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. Психологическая комфортность образовательной среды – это состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на чувства радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые детьми, находящимися в образовательном учреждении; это условия, при которых они чувствуют себя спокойно, когда нет необходимости от кого-либо защищаться.

    Безопасность образовательной среды появилась как идея и факт защиты детей от внешней опасности в таких экстремальных ситуациях, как землетрясение, нападение террористов, война. Однако помимо физической опасности ребенок сталкивается с психологическими проблемами, с необходимостью уметь соответствующим образом реагировать, осуществлять определенные действия в условиях стресса, риска, неопределенности, принимать жизненно важные решения и т.д. И начинать его подготовку надо не тогда, когда что-то случится, а в условиях мирных и с раннего детства. Необходимы, с одной стороны, условия достаточно комфортные для развития, личности, а с другой – подготовка к ситуациям стрессовым, а может быть и экстремальным.

    Категория: Консультации психолога | Добавил: счастливая1372
    Просмотров: 353 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    avatar